Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Цель инклюзивного образования МДОУ д/с "Берёзка" с.Иогач – создание в дошкольном учреждении безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
- Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
- Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
- Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Нормативно-правовые документы
- Конвенция ООН о правах инвалидов
- Федеральный закон от 24.12.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"
Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
В ДОУ функционирует 5 возрастных групп.
В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную зоны. При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты МДОУ руководствуются следующими принципами: информативность, вариативность, полифункциональность, трансформируемость, интегративность.
В ДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.
В детском саду имеется грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда для соответствующего возраста детей, которая меняется в соответствии с сезоном и темой познавательной деятельности. Большое место отводится и для свободной самостоятельной художественной деятельности. В ДОУ имеются крупные модули для постройки, раздвижные ширмы-домики, различные пособия для развития фантазии, творчества и движений.
В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства:
- центр воды и песка
- творческий центр, где проводятся куклотерапия, арт-терапия и разного рода спектакли
- центр для опытно-экспериментальной деятельности
- центр литературы
- физкультурный центр двигательной активности и др.
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в МДОУ помогает ребенку определить область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности личности. Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем.
Для развития оптимальной двигательной активности детей музыкально-спортивный зал оснащен:
- модулями для создания различных построек,
- атрибутами для подвижных игр.
На заседании психолого-педагогического консилиума МДОУ на ребенка-инвалида/ ОВЗ утверждается "Индивидуальный образовательный маршрут". Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом, музыкальным руководителем, учителем-логопедом, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми-инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации, абилитации с учетом всех рекомендаций. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в случае необходимости в сентябре каждого года и включает занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре в соответствии с учебным планом группы, в которой находится ребенок-инвалид/ОВЗ. 2 раза в год проводится диагностическое обследование ребенка-инвалида/ОВЗ с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят педагоги ДОУ. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ППк и отображаются в отчетах педагогов.
Локальные документы МДОУ
Положение_о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (ППк)_2020.pdf
АОП_ребенка_с_ОВЗ.pdf
АОП__для детей с ТНР.pdf