Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. 


Цель инклюзивного образования МДОУ д/с "Берёзка" с.Иогач – создание в дошкольном учреждении безбарьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, направленное на полноценную интеграцию воспитанников с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

Задачи инклюзивного образования:
  1. Создать условия для совместного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающимися сверстниками в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам.
  2. Обеспечить подготовку педагогов, готовых работать с детьми с различными особенностями в развитии, обладающих знаниями в области коррекционной и специальной педагогики, владеющих технологиями, методиками и приемами работы с детьми с ОВЗ.
  3. Способствовать формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с особыми образовательными потребностями.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Нормативно-правовые документы

Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

В ДОУ функционирует 5 возрастных групп. 

В учреждении оборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную обеденную зоны. При организации образовательного пространства воспитатели и специалисты МДОУ руководствуются следующими принципами: информативность, вариативность, полифункциональность, трансформируемость, интегративность.

В ДОУ воспитательно-образовательный процесс подчинен коррекции имеющихся нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, становлению их личности: развитию компетентности (коммуникативной, интеллектуальной, физической), креативности, инициативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки.

В детском саду имеется грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда для соответствующего возраста детей, которая меняется в соответствии с сезоном и темой познавательной деятельности. Большое место отводится и для свободной самостоятельной художественной деятельности. В ДОУ имеются крупные модули для постройки, раздвижные ширмы-домики, различные пособия для развития фантазии, творчества и движений.

В каждой группе создано прозрачное зонирование и оборудованы коррекционно-релаксационные пространства:

  • центр воды и песка
  • творческий центр, где проводятся куклотерапия, арт-терапия и разного рода спектакли
  • центр для опытно-экспериментальной деятельности
  • центр литературы
  • физкультурный центр двигательной активности и др.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда в МДОУ помогает ребенку определить область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности личности. Наличие музыкальных, театральных зон, уголков изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей, а также коррекции имеющихся эмоционально-личностных проблем.

Для развития оптимальной двигательной активности детей музыкально-спортивный зал оснащен:

  •  модулями для создания различных построек,
  • атрибутами для подвижных игр.

На заседании психолого-педагогического консилиума МДОУ на ребенка-инвалида/ ОВЗ утверждается "Индивидуальный образовательный маршрут". Психолого-педагогическое сопровождение таких детей осуществляется педагогом-психологом, музыкальным руководителем, учителем-логопедом, воспитателями. Педагогами разрабатываются индивидуальные планы работы с детьми-инвалидами на основе предоставленных в ДОУ индивидуальных программ реабилитации, абилитации с учетом всех рекомендаций. Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в случае необходимости в сентябре каждого года и включает занятия по развитию речи, музыке, рисованию, физической культуре в соответствии с учебным планом группы, в которой находится ребенок-инвалид/ОВЗ. 2 раза в год проводится диагностическое обследование ребенка-инвалида/ОВЗ с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят педагоги ДОУ. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ППк и отображаются в отчетах педагогов.

Локальные документы МДОУ

Положение_об_инклюзивном_образовании.pdf
Положение_о психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (ППк)_2020.pdf
АОП_ребенка_с_ОВЗ.pdf
АОП__для детей с ТНР.pdf